Во Владикавказе 26-27 апреля 2024 года состоялся крупный всероссийский форум, посвященный проблемам педагогики – III Всероссийская научно-практическая конференция «Инновационная деятельность педагога: традиции и современность». Первая конференция, проходившая 8 июня 2022 года, была посвящена 100-летию со дня рождения видного ученого, стоявшего у истоков полилингвального образования – Меретхан Агубеевны Гуриевой. В 2023 году конференцию поддержало Министерство науки и высшего образования, включив ее в перечень мероприятий, посвященных Году педагога и наставника. В 2024 году конференция посвящена Году семьи, что символично обозначает взаимосвязь и взаимодействие семьи и педагогики.

Соорганизаторами Конференции выступили:

– Российская академия образования;

– Министерство образования и науки Республики Северная Осетия — Алания;

– Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.

С приветственным словом на открытии Конференции выступили: вице-президент РАО В.С. Басюк, зам. Председателя Правительства РСО-А М.К. Агузаров; руководитель Рособрнадзора А.А. Музаев: заместитель министра науки и высшего образования РФ О.В. Петрова; ректор МГПУ И.М. Реморенко; министр образования и науки РСО-А Э.М. Алибекова.

В насыщенную программу конференции было включено множество мероприятий, в том числе:

– Научная программа: пленарные и секционные заседания, круглые столы, подиумная дискуссия.

– Дебаты молодых ученых «Педагогическая миссия – выполнима!».

– Выставка «Научно-педагогическое наследие в развитии российского образования».

Всего в мероприятиях Конференции приняли участие более 850 человек, профессионально связанных с образованием, в том числе и в научной программе (пленарное и секционные заседания, дискуссии, публикации в сборнике трудов конференции и журнале «Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова») – около 500 ведущих ученых, педагогов-практиков, студентов и аспирантов, руководителей образовательных учреждений, представителей министерств и ведомств федерального и регионального уровней и др. из разных концов России – от Санкт-Петербурга до Магадана.

Конференция прошла в смешанном формате – наряду с традиционными очными выступлениями были и онлайн-видеоподключения. Такой формат себя оправдал, так как дал возможность при помощи гибкого тайминга регулировать регламент заседаний для участников из разных часовых поясов страны. Кроме того, значительное количество онлайн-подключений слушателей, среди которых были кафедры и структурные подразделения вузов одновременно из множества регионов России, говорит о высоком интересе и актуальности рассматриваемых на форуме проблем.

На пленарном заседании с докладами выступили:

Басюк Виктор Стефанович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, и.о вице-президента РАО, г. Москва. – «Основные направления развития отечественного педагогического образования»;

Реморенко Игорь Михайлович, ректор МГПУ, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук;

Музаев Анзор Ахмедович, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, г. Москва. – «О формировании единой системы оценки качества образования в Российской Федерации»

Минина Вероника Витальевна, проректор НИУ ВШЭ, г. Москва. – «Национальный Исследовательский Университет «Высшая Школа Экономики» как партнер региональных университетов»;

Все они подчеркнули важность инновационных подходов и сохранения традиций в деятельности современного педагога.

Далее научная программа Конференции велась по пяти секциям.

Секция 1. «Семейные ценности и патриотическое воспитание молодежи как стратегические национальные приоритеты современной российской системы образования».

Тематика секции:

  • Воспитание гражданской идентичности детей и молодежи в условиях межпоколенческого взаимодействия и межкультурной коммуникации.
  • Современный ребенок в воспитательных пространствах семьи, образовательной организации, детских общественных движений и общественных организаций.
  • Актуальные контексты патриотического воспитания средствами медиа-педагогики.
  • Реализация стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации и Стратегия развития воспитания в Российской Федерации: от теории к практике.
  • Патриотическое воспитание студентов в системе государственной молодежной политики, его роль в гражданском становлении молодежи.

В выступлениях участников основным лейтмотивом стал тезис о системном характере воспитательной работы на всех уровнях образования с учетом современных реалий и национальных интересов страны. Состоялось также обсуждение и обобщение имеющейся практики патриотического и гражданского воспитания детей и молодёжи, повышение эффективности воспитательного процесса через создание организационно-педагогических условий для совместной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию в системе: детский сад – школа – колледж – вуз.

В рамках данной секции проходила работа двух круглых столов – «Патриотизм как национальная идея и как фактор государственной безопасности современной России» и «Этнопедагогический подход в семейном воспитании подрастающего поколения».

Секция 2. «Педагогическая миссия классического университета в развитии кадрового потенциала системы образования».

Тематика секции:

  • Миссия классического университета в региональной и федеральной системе образования
  • Трансформация системы подготовки кадров высшей квалификации и непрерывного профессионального образования
  • Реинжиниринг образовательного процесса и педагогический дизайн в условиях классического университета
  • Новые векторы межрегионального и международного сотрудничества в высшем образовании

Множество вопросов и живой интерес вызвали доклады о трансформации высшего образования и кадровой политике классического университета. Всеми участниками дискуссии подчеркивалась мысль о необходимости совершенствования педагогического образования и развития цифровых технологий в системе независимой оценки качества образования. Предметом обсуждения стал вопрос об организации курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, участвующего в реализации обязательных дисциплин, включенных в ФГОС ВО.

В рамках секции 2 проходила Церемония награждения выпускников профориентационного проекта СОГУ «Педагогическая проба — 2024».

Традиционным стал и конкурс молодых педагогов и аспирантов педагогических направлений Дебаты молодых ученых «Педагогическая миссия – выполнима!», подготовленный сотрудниками кафедры педагогического образования (модератор и организатор конкурса – Б.А. Тотоева) и направленный на расширение профессиональных компетенций будущих преподавателей высшей школы.В этом году он проводился по следующим темам:

— Популяризация педагогической профессии в медиа-пространстве

— Трансформация образования в эпоху цифровизации

— Воспитание личности через ценностный потенциал физической культуры и спорта

— Традиционные семейные ценности в воспитании подрастающего поколения.

Председателем экспертного жюри был Тиникашвили Тенгиз Шаликоевич, доктор экономических наук, профессор, проректор по научной деятельности СОГУ.

В качестве участников выступили молодые ученые из Ставрополя, Нижнего Новгорода и Владикавказа. Победителем стала Анна Игоревна Голембовская – молодой педагог из СКФУ.

Секция 3. «Методологическая культура педагога: основные тенденции развития» проводилась на площадках подведомственных учреждений Минобрнауки РСО-А – СОРИПКРО и ПМПК, и охватывала следующую тематику:

— Традиции и инновации в методологии преподавания естественно-научных и точных дисциплин на разных уровнях образования

— Традиции и инновации в методологии преподавания социально-гуманитарных дисциплин.

В рамках секции был организован круглый стол «Специальная педагогика и психология: опыт, проблемы, перспективы».

27 мая проводилась подиумная дискуссия «Искусственный интеллект в образовании: вызовы и решения». В ней принимали участие ученые, представители Яндекса и Сбербанка, работники IT-сферы, представители школ и т.д.

По результатам работы III Всероссийской научно-практической конференции «Инновационная деятельность педагога: традиции и современность» были выработаны следующие рекомендации:

  1. Обеспечить дальнейшее взаимодействие ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова» как единственного вуза, осуществляющего подготовку педагогических кадров в регионе, с профильным ФУМО, Российской академией образования, ведущими учреждениями высшего педагогического образования, региональными органами исполнительной власти в целях развития и активизации научной деятельности по приоритетным направлениям педагогики.
  2. Расширить круг индустриальных партнеров для совершенствования научной, образовательной и воспитательной политики университета, создания условий для развития проектной деятельности, внедрения цифровых технологий и элементов искусственного интеллекта как основы для участия в конкурсе «Приоритет-2030».
  3. Подготовить сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции «Инновационная деятельность педагога: традиции и современность».
  4. Обеспечить организацию и проведение IV Всероссийской научно-практической конференции «Инновационная деятельность педагога: традиции и современность» в мае 2025 г., акцентируя содержательное наполнение форума на следующей проблематике:
  • Трансформация высшего педагогического образования: от Болонского процесса к отечественной системе, в т.ч. государственный надзор.
  • Педагогическая миссия классических университетов.
  • Методологическая культура педагога: новые векторы развития.
  • Искусственный интеллект в системе образования: опыт и перспективы».

Сохранить преемственность конференции 2024 года, наряду с секционными заседаниями, организовать работу в формате круглых столов, дебатов, дискуссий и др.