Фармтехнология ФТ ФГОС

Аннотация рабочей программы дисциплины

«Фармацевтическая технология»

 

1. Цель дисциплины: подготовка студента к профессиональной фармацевтической деятельности, ориентированной на овладении знаниями, умениями, навыками по разработке, изготовлению и производству лекарственных средств и препаратов в различных лекарственных формах, а также к организации работы аптечных учреждений и фармацевтических промышленных предприятий.

2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина относится к дисциплинам обязательной части профессионального цикла дисциплин.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

В основе преподавания данной дисциплины лежат следующие виды профессиональной деятельности: организация процесса изготовления лекарственных средств в условиях аптек, и производства лекарственных средств в промышленных условиях в соответствии с утвержденными нормативными документами.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие компетенций: ОК-1, ОК-5, ОК-8, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-10, ПК-11, ПК-13, ПК-21, ПК-22, ПК-23, ПК-25, ПК-26, ПК-27, ПК-28, ПК-29, ПК-30, ПК-31, ПК-32, ПК-33, ПК-35, ПК-36, ПК-37, ПК-38, ПК-40, ПК-41, ПК-44, ПК-45, ПК-48, ПК-49 .

Студент должен знать: историю возникновения фармацевтических и медицинских знаний; возникновение и становление отечественной фармацевтической промышленности; специфику взаимоотношений «провизор-потребитель лекарственных средств и других фармацевтических товаров»; морально-этические нормы и принципы, относящиеся к профессиональной деятельности фарм. работника; методы и приемы лингвистического и переводческого анализа специализированного текста; принципы ведения дискуссий в условиях плюрализма мнений и основные способы разрешения конфликтов на изучаемом языке; лексический минимум (5000 учебных лексических единиц) в объеме, необходимом для возможности профессионально-ориентированной коммуникации и получения информации из зарубежных источников; базовую грамматику и основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи; основную медицинскую и фармацевтическую терминологию на латинском языке; общие основы словообразования международных непатентованных и тривиальных наименований лекарственных средств; нормативную документацию, регламентирующую производство и качество лекарственных препаратов в аптеках и на фармацевтических предприятиях; основные требования к лекарственным формам и показатели их качества; номенклатуру препаратов промышленного производства; номенклатуру современных вспомогательных веществ, их свойства, назначение; технологию лекарственных форм, полученных в условиях фармацевтического производства: порошки, сборы, гранулы, капсулы, микрогранулы, микрокапсулы, драже, таблетки, водные растворы для внутреннего и наружного применения, растворы в вязких и летучих растворителях сиропы, ароматные воды, настойки, экстракты, глазные лекарственные формы, растворы для инъекций и инфузий, суспензии для энтерального и парентерального применения, эмульсии для энтерального и парентерального применения, мази, суппозитории, пластыри, карандаши, пленки, аэрозоли; принципы и способы получения лекарственных форм, способов доставки; теоретические основы биофармации, фармацевтические факторы, оказывающие влияние на терапевтический эффект при экстемпоральном и промышленном производстве лекарственных форм; устройство и принципы современного лабораторного производственного оборудования; основные тенденции развития фармацевтической технологии, новые направления в создании современных лекарственных форм и терапевтических систем; важнейшие технологические процессы переработки растительного и животного сырья и производства фармацевтических продуктов; современные требования к планировке и застройке, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму аптечных учреждений; технологию изготовления лекарственных средств в условиях аптеки: порошки, водные растворы для внутреннего и наружного применения, растворы в вязких и летучих растворителях, глазные лекарственные формы, растворы для инъекций и инфузий, суспензии для энтерального и парентерального применения, эмульсии, водные извлечения из лекарственного растительного сырья, сложные комбинированные препараты с жидкой дисперсионной средой, мази, суппозитории; методы математического и статистического анализа; достижения фармацевтической  науки  и практики;  концепции развития  фармации и медицины на современном этапе; биофармацевтическую концепцию технологии лекарственных препаратов, влияние фармацевтических факторов (вид лекарственной формы, размер частиц лекарственных веществ, физико-химические свойства и концентрацию лекарственных и вспомогательных веществ, технологический процесс и используемые средства механизации технологических процессов и др.) на биологическую доступность лекарственных веществ; информационные источники справочного, научного, нормативного характера; основные нормативные документы, касающиеся производства, контроля качества, распространения, хранения и применения лекарственных средств, препаратов и изделий медицинского назначения:

§  отечественные и международные стандарты (GMP, GLP, GCP, GPP), фармакопеи;

§  приказы МЗ РФ, методические указания и инструкции, утвержденные МЗ РФ;

§  правила и нормы санитарно-гигиенического режима, правила обеспечения асептических условий изготовления лекарственных препаратов,

§      фармацевтический порядок в соответствии с действующими НД; классификацию и номенклатуру готовых лекарственных средств и вспомогательных веществ; классификацию лекарственных форм (по пути введения, по способу применения, по состоянию дисперсной фазы и дисперсионной среды, по фармацевтическим группам; общие принципы выбора и оценки качества и работы технологического оборудования (установки для фильтрования, измельчающие аппараты и машины, установки для просеивания, установки и аппараты для стерилизации и др.); все технологические приемы обеспечивающие выполнение поставленной задачи в фармацевтической технологии; законы массопередачи; особенности технологии при разработке возрастных лекарственных форм (детских и гериатрических); ситовой анализ измельченного материала; современные тесты, методики и приборы для биофармацевтической оценки ЛС; приемы установления сроков годности ГЛС; основы экологической безопасности производства и применения лекарственных препаратов, технику безопасности, правила охраны труда; алгоритм разработки, испытания и регистрации лекарственных препаратов, методологию оптимизации существующих лекарственных препаратов на основе современных технологий и биофармацевтических исследований в соответствии с международной системой требований и стандартов; принципы создания любых современных лекарственных форм, основные методологические подходы к созданию и конструированию терапевтических систем (трансдермальных, оральных, интравагинальных, интроокулярных и др.); перспективы дальнейшего развития фармацевтической технологии.

Студент должен уметь: использовать философскую и социально-политическую терминологию; использовать гуманитарные знания в профессиональной деятельности, в индивидуальной общественной жизни; строить общение с потребителями лекарственных средств и других фармацевтических товаров с учетом психологических особенностей; пользоваться действующими нормативно-правовыми актами, регламентирующими медицинскую и фармацевтическую деятельность, обращение лекарственных средств, в том числе наркотических средств и психотропных веществ; пользоваться нормативно-правовыми актами, регулирующими трудовые отношения в Российской Федерации; использовать не менее 900 терминологических единиц и терминоэлементов в рамках устной и письменной коммуникации; обмениваться информацией и профессиональными знаниями устно и письменно, обладать способностью к переговорам на изучаемом языке; навыками чтения и письма на латинском фармацевтических терминов и рецептов; оценивать технические характеристики фармацевтического оборудования и машин; получать готовые лекарственные формы на лабораторно-промышленном оборудовании; составлять материальный баланс на отдельные компоненты технологического процесса; рассчитывать количество сырья и экстрагента для производства экстракционных препаратов; проводить подбор вспомогательных веществ при разработке лекарственных форм с учетом влияния биофармацевтических факторов; проводить расчеты количества лекарственных и вспомогательных веществ для производства: порошков, сборов, гранул, капсул, микрогранул, микрокапсул, драже, таблеток, водных растворов для внутреннего и наружного применения, растворов в вязких и летучих растворителях сиропов, ароматных вод, глазных лекарственных форм, растворов для инъекций и инфузий, суспензий для энтерального и парентерального применения, эмульсий для энтерального и парентерального применения, мазей, суппозиториев пластырей, карандашей, пленок, аэрозолей; изготавливать лекарственные средства промышленного производства: порошки, сборы, гранулы, капсулы, микрогранулы, микрокапсулы, драже, таблетки, водные растворы для внутреннего и наружного применения, растворы в вязких и летучих растворителяхсиропы, ароматные воды, настойки, экстракты, максимально очищенные экстракционные препараты из ЛРС, глазные лекарственные формы, растворы для инъекций и инфузий, суспензии для энтерального и парентерального применения, эмульсии для энтерального и парентерального применения, мази, суппозитории, пластыри, карандаши, пленки, аэрозоли; обеспечивать условия асептического проведения биотехнологического процесса и его соответствие современным требованиям к организации производства; обеспечивать соблюдение правил промышленной гигиены, охраны окружающей среды, труда, техники безопасности учитывать влияние биотехнологических факторов на эффективность технологического процесса и поддерживать оптимальные условия для биосинтеза целевого продукта; оформлять документацию установленного образца по изготовлению, хранению, оформлению и отпуску лекарственных средств из аптеки; соблюдать этические и деонтологические принципы взаимоотношений в профессиональной деятельности с коллегами, медицинскими работниками и населением; соблюдать правила охраны труда и техники безопасности, выявлять, предотвращать (по возможности) фармацевтическую несовместимость; проводить расчет общей массы (или объема) лекарственных препаратов, количества лекарственных и вспомогательных веществ, отдельных разовых доз (в порошках, пилюлях, суппозиториях), составлять паспорта письменного контроля; дозировать по массе твердые, вязкие и жидкие лекарственные вещества с помощью аптечных весов; дозировать по объему жидкие препараты с помощью аптечных бюреток и пипеток, а также каплями; выбирать оптимальный вариант технологии и изготавливать лекарственные формы; выбирать упаковочный материал осуществлять маркировку зависимости от вида лекарственной формы, пути введения и физико-химических свойств лекарственных и вспомогательных веществ; оценивать качество лекарственных препаратов по показателям: на стадиях изготовления готового продукта и при отпуске.
проводить оценку биофармацевтических и технологических показателей полупродуктов и лекарственных форм;составлять рабочие прописи для получения ЛФ;выбирать оптимальную технологию и состав лекарственных препаратов с учетом физико-химических и биофармацевтических свойств;выбирать рациональную форму для конкретного лекарственного вещества;оценивать технические характеристики фармацевтического оборудования и машин;получать готовые лекарственные формы на лабораторно-промышленном оборудовании;составлять принципиальные технологические схемы производства готовых лекарственных средств;составлять материальный баланс и проводить расчеты с учетом расходных норм всего технологического процесса по стадиям для производства любых ЛС;проводить подбор вспомогательных веществ при разработке лекарственных форм с учетом влияния биофармацевтических факторов;проводить постадийный контроль, а также стандартизовать лекарственные формы по технологическим и биофармацевтическим показателям в соответствие с действующими НД;составлять фрагменты НД на лекарственные формы;составлять технологический раздел промышленного регламента на производство готовых лекарственных форм;составлять технологическую и аппаратурную схемы производства готовых лекарственных форм;проводить ситовой анализ измельченного материала;оценивать правильную последовательность расположения оборудования в производственных помещениях в технологической схеме производства;определять постадийно качество полуфабрикатов при производстве готовых лекарственных форм;выбирать современные упаковочные материалы для готовой продукции, производить этикетировку и маркировку;прогнозировать качество ГЛС, хранящихся в различных видах упаковки;решать вопросы доброкачественности упаковки, с учетом имеющейся информации;регулировать работу таблеточных машин;проводить гомогенизацию мягких лекарственных форм;рассчитывать количество сырья, экстрагента и составлять материальный баланс этанола при производстве экстракционных препаратов;готовить медицинские растворы промышленного производства согласно промышленному регламенту;оценивать качество стеклянного дрота при производстве инъекционных лекарственных форм;проводить оценку качества ампулированных лекарственных форм на отсутствие механических включений;проводить обрезку капилляров и набирать ампулы в кассету;определять сроки годности ГЛС с использованием методик "ускоренного старения";разрабатывать модели технологий новых лекарственных субстанций, лекарственных форм, препаратов;контролировать качество ГЛС;проводить оптимизацию технологии готовых лекарственных форм на основании биофармацевтической концепции;изготавливать все виды лекарственных форм на основе действующей документации; выделять приоритетные направления современных технологий.

Студент должен владеть:

высокоразвитым философским и научным мировоззрением; навыками аргументированного решения проблемных этико-правовых вопросов фармацевтической практики и защиты интересов потребителей лекарственных средств и других фармацевтических товаров; принципами фармацевтической деонтологии и этики; навыками психологически обоснованного общения; иностранным языком в объеме, необходимом для возможности профессиональной и бытовой коммуникации с иностранными коллегами и получения информации из зарубежных источников; навыками логического построения публичной речи (сообщения, доклады);
- техникой создания необходимого санитарного режима аптеки и фармацевтических предприятий; умением составлять материальный баланс и проведением расчетов с учетом расходных норм всех видов технологического процесса при производстве различных лекарственных препаратов по стадиям; навыками дозирования по массе твердых и жидких лекарственных веществ с помощью аптечных весов, жидких препаратов по объему; навыками упаковки и оформления к отпуску лекарственных форм; приемами изготовления всех видов лекарственных форм в условиях аптеки; навыками составления паспорта письменного контроля при изготовлении экстемпоральных лекарственных форм; навыками составления технологических разделов промышленного регламента на производство готовых лекарственных форм, в том числе технологических и аппаратурных схем производства готовых лекарственных форм; навыками постадийного контроля качества при производстве и изготовлении лекарственных средств; способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией; навыками получения и применения  получения, хранения, переработки научной и профессиональной информации; получать информацию из различных источников, в том числе с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний; навыками организации производственной деятельности фармацевтических предприятий и организаций по изготовлению и производству лекарственных средств; готовностью к производству лекарственных средств в условиях фармацевтических предприятий и организаций, включая выбор технологического процесса, необходимого технологического оборудования, с соблюдением требований международных стандартов; навыками по изготовлению лекарственных средств по рецептам врачей в условиях фармацевтических организаций, включая выбор технологического процесса, с учетом санитарных требований; навыками по обеспечению процесса хранения лекарственных средств и других фармацевтических товаров с учетом требований нормативной документации и принципов складской логистики; навыками интерпретации и оценки результатов анализа лекарственных средств; навыками определения физико-химических характеристик отдельных лекарственных форм, в том числе таблеток, мазей, растворов для инъекций и др.

4. Общая трудоемкость дисциплины: составляет 18 зачетных единиц (648 часов).

5. Семестр: 7-10.

6. Основные разделы дисциплины:

1. Основные термины и понятия фармацевтической технологии. Государственное нормирование производства лекарственных препаратов, контроль качества и правила отпуска. Основные процессы и аппараты фармацевтической технологии. Биофармация. Биофармацевтические основы создания и исследования лекарственных препаратов.

2. Твердые пероральные лекарственные формы.

3. Жидкие лекарственные формы для наружного и внутреннего применения.

4. Мягкие лекарственные формы.

5. Детские и гериатрические лекарственные средства. Несовместимости.

6. Препараты животного и растительного происхождения.

7. Аэрозольные лекарственные препараты.

8. Современные лекарственные формы.

 

Составители:

Доцент кафедры технологии лекарственных форм и организации фармацевтического дела Морозов В.А.

Доцент кафедры технологии лекарственных форм и организации фармацевтического дела Морозов Ю.А.

Доцент кафедры технологии лекарственных форм и организации фармацевтического дела Морозова Е.В.

Фармтехнология ФТ ГОС

Аннотация рабочей программы дисциплины
«Фармацевтическая технология»

 

1. Цель дисциплины: подготовка студента к профессиональной фармацевтической деятельности, ориентированной на формирование системных знаний, умений, навыков по разработке, изготовлению и производству лекарственных средств и препаратов в различных лекарственных формах, а также организации фармацевтических производств, аптек, малых, средних и крупных предприятий.

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы (рабочего учебного плана): Дисциплина относится к дисциплинам цикла специальных дисциплин.

3. Требования к результатам освоения дисциплины.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:
- нормативную документацию, регламентирующую производство и качество лекарственных препаратов в аптеках и на фармацевтических предприятиях; основные требования к лекарственным формам и показатели их качества; номенклатуру препаратов промышленного производства; номенклатуру современных вспомогательных веществ, их свойства, назначение; технологию лекарственных форм, полученных в условиях фармацевтического производства: порошки, сборы, гранулы, капсулы, микрогранулы, микрокапсулы, драже, таблетки, водные растворы для внутреннего и наружного применения, растворы в вязких и летучих растворителях сиропы, ароматные воды, настойки, экстракты, глазные лекарственные формы, растворы для инъекций и инфузий, суспензии для энтерального и парентерального применения, эмульсии для энтерального и парентерального применения, мази, суппозитории, пластыри, карандаши, пленки, аэрозоли; принципы и способы получения лекарственных форм, способов доставки; теоретические основы биофармации, фармацевтические факторы, оказывающие влияние на терапевтический эффект при экстемпоральном и промышленном производстве лекарственных форм; устройство и принципы современного лабораторного производственного оборудования; основные тенденции развития фармацевтической технологии, новые направления в создании современных лекарственных форм и терапевтических систем; важнейшие технологические процессы переработки растительного и животного сырья и производства фармацевтических продуктов; современные требования к планировке и застройке, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму аптечных учреждений; технологию изготовления лекарственных средств в условиях аптеки: порошки, водные растворы для внутреннего и наружного применения, растворы в вязких и летучих растворителях, глазные лекарственные формы, растворы для инъекций и инфузий, суспензии для энтерального и парентерального применения, эмульсии, водные извлечения из лекарственного растительного сырья, сложные комбинированные препараты с жидкой дисперсионной средой, мази, суппозитории.

Студент должен уметь: оценивать технические характеристики фармацевтического оборудования и машин; получать готовые лекарственные формы на лабораторно-промышленном оборудовании; составлять материальный баланс на отдельные компоненты технологического процесса; рассчитывать количество сырья и экстрагента для производства экстракционных препаратов; проводить подбор вспомогательных веществ при разработке лекарственных форм с учетом влияния биофармацевтических факторов; проводить расчеты количества лекарственных и вспомогательных веществ для производства: порошков, сборов, гранул, капсул, микрогранул, микрокапсул, драже, таблеток, водных растворов для внутреннего и наружного применения, растворов в вязких и летучих растворителях сиропов, ароматных вод, глазных лекарственных форм, растворов для инъекций и инфузий, суспензий для энтерального и парентерального применения, эмульсий для энтерального и парентерального применения, мазей, суппозиториев пластырей, карандашей, пленок, аэрозолей; изготавливать лекарственные средства промышленного производства: порошки, сборы, гранулы, капсулы, микрогранулы, микрокапсулы, драже, таблетки, водные растворы для внутреннего и наружного применения, растворы в вязких и летучих растворителяхсиропы, ароматные воды, настойки, экстракты, максимально очищенные экстракционные препараты из ЛРС, глазные лекарственные формы, растворы для инъекций и инфузий, суспензии для энтерального и парентерального применения, эмульсии для энтерального и парентерального применения, мази, суппозитории, пластыри, карандаши, пленки, аэрозоли; обеспечивать условия асептического проведения биотехнологического процесса и его соответствие современным требованиям к организации производства; обеспечивать соблюдение правил промышленной гигиены, охраны окружающей среды, труда, техники безопасности учитывать влияние биотехнологических факторов на эффективность технологического процесса и поддерживать оптимальные условия для биосинтеза целевого продукта; оформлять документацию установленного образца по изготовлению, хранению, оформлению и отпуску лекарственных средств из аптеки; соблюдать этические и деонтологические принципы взаимоотношений в профессиональной деятельности с коллегами, медицинскими работниками и населением; соблюдать правила охраны труда и техники безопасности, выявлять, предотвращать (по возможности) фармацевтическую несовместимость; проводить расчет общей массы (или объема) лекарственных препаратов, количества лекарственных и вспомогательных веществ, отдельных разовых доз (в порошках, пилюлях, суппозиториях), составлять паспорта письменного контроля; дозировать по массе твердые, вязкие и жидкие лекарственные вещества с помощью аптечных весов; дозировать по объему жидкие препараты с помощью аптечных бюреток и пипеток, а также каплями; выбирать оптимальный вариант технологии и изготавливать лекарственные формы; выбирать упаковочный материал осуществлять маркировку зависимости от вида лекарственной формы, пути введения и физико-химических свойств лекарственных и вспомогательных веществ; оценивать качество лекарственных препаратов по показателям: на стадиях изготовления готового продукта и при отпуске.

Студент должен владеть: техникой создания необходимого санитарного режима аптеки и фармацевтических предприятий; умением составлять материальный баланс и проведением расчетов с учетом расходных норм всех видов технологического процесса при производстве различных лекарственных препаратов по стадиям; навыками дозирования по массе твердых и жидких лекарственных веществ с помощью аптечных весов, жидких препаратов по объему; навыками упаковки и оформления к отпуску лекарственных форм; приемами изготовления всех видов лекарственных форм в условиях аптеки; навыками составления паспорта письменного контроля при изготовлении экстемпоральных лекарственных форм; навыками производства различных лекарственных форм, навыками выбора оборудования для производства лекарственных форм в промышленных условиях; навыками составления технологических разделов промышленного регламента на производство готовых лекарственных форм, в том числе технологических и аппаратурных схем производства готовых лекарственных форм; навыками постадийного контроля качества при производстве и изготовлении лекарственных средств.

4. Общая трудоемкость дисциплины: составляет 660 часов.                

5. Семестр: 6-10.

6. Основные разделы дисциплины:

1. Основные термины и понятия фармацевтической технологии. Государственное нормирование производства лекарственных препаратов, контроль качества и правила отпуска. Основные процессы и аппараты фармацевтической технологии. Биофармация. Биофармацевтические основы создания и исследования лекарственных препаратов.

2. Твердые пероральные лекарственные формы.

3. Жидкие лекарственные формы для наружного и внутреннего применения.

4. Мягкие лекарственные формы.

5. Детские и гериатрические лекарственные средства.Несовместимости.

6. Препараты животного и растительного происхождения.

7. Аэрозольные лекарственные препараты.

8. Современные лекарственные формы.

 

Составители:

Доцент кафедры технологии лекарственных форм и организации фармацевтического дела Морозов В.А.

Доцент кафедры технологии лекарственных форм и организации фармацевтического дела Морозов Ю.А.

Доцент кафедры технологии лекарственных форм и организации фармацевтического дела Морозова Е.В.

УЭФ. Аннотация к рабочей программе

УПРАВЛЕНИЕ И ЭКОНОМИКА ФАРМАЦИИ является одной из ведущих дисциплин специальности «Фармация».
В соответствии с квалификацией провизор-выпускник должен быть подготовлен к профессиональной деятельности в сфере обращения лекарственных средств (ЛС), включая исследования, разработку, производство, создание, регистрацию, сертификацию, контроль качества, лицензирование, хранение, реализацию, рекламу, уничтожение пришедших в негодность ЛС и других товаров аптечного ассортимента.

ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Предмет дисциплины составляют организация, управление и экономика субъектов системы обращения лекарственных средств (ЛС).
Основная цель преподавания - подготовка специалистов, способных решать задачи по оказанию квалифицированной своевременной доступной качественной фармацевтической помощи и по обеспечению гарантий безопасности использования ЛС.
Задача дисциплины состоит в формировании у студентов организационно-экономического мышления, основных навыков использования методов организации, управления и экономики в практической фармацевтической деятельности.
Методом дисциплины является совокупность приемов достижения поставленной цели и решения ее задач, в том числе индукция и дедукция, системный анализ, моделирование систем, исторический, социологические, экономико-статистические и др. методы исследования.
Системный подход к обучению определил задачи разработки данной программы на основе внутрипредметной и междисциплинарной интеграции. Она исходит из базисных знаний и умений, полученных студентами при изучении следующих дисциплин: математики, латинского языка, общей гигиены, рыночной экономики, истории отечества и культурологии, психологии; предусматривает вертикальную и горизонтальную интеграцию со многими изучаемыми в вузе дисциплинами.
Наиболее тесная интеграция предусмотрена с фармакогнозией, фармацевтической химией, фармакологией, фармацевтической технологией лекарственных препаратов, медицинским и фармацевтическим товароведением.
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ
В соответствии с квалификационной характеристикой провизора-выпускника студенты должны
Знать:
• основные положения законодательных актов, правительственных постановлений, приказов в области охраны здоровья населения и деятельности в сфере обращения ЛС;
• основы концепции фармацевтической помощи;
• принципы правового и государственного регулирования отношений в сфере обращения ЛС;
• принципы правового и государственного регулирования отношений в сфере обращения ЛС;
• структуру и порядок функционирования государственной системы контроля качества, эффективности и безопасности ЛС, формы контроля за деятельностью фармацевтических организаций;
• правила и порядок лицензирования фармацевтической деятельности;
• порядок формирования товаропроводящей сети (розничного и оптового звена) на фармацевтическом рынке;
• основные формы лекарственного обеспечения стационарных больных;
• направления реализации товарной политики фармацевтических организаций;
• концепцию ценообразования на ЛС;
• основы экономики и учета хозяйственно-финансовой деятельности аптеки;
• основы фармацевтического менеджмента;
• основы концепции фармацевтического маркетинга;
• особенности поведения потребителей ЛС и ИМН;
• основы фармацевтической информации и рекламы ЛС;
• основы предпринимательской деятельности в фармацевтическом секторе экономики.
Овладеть:
• приемами формирования и анализа ассортимента;
• правилами и порядком проведения фармацевтической экспертизы рецептов;
• приемами организации работы в основных звеньях товаропроводящей системы фармацевтического рынка;
• методами оценки конкурентоспособности субъектов фармацевтического рынка, товаров, услуг;
• приемами организации внутриаптечного контроля, предметно-количественного учета ЛС;
• основными методами фармакоэкономики, планирования экономических показателей, формирования цен и анализа рыночных возможностей аптечных организаций;
• приемами разработки бизнес-плана;
• приемами проведения и документального оформления инвентаризации;
• методиками и принципами изучения спроса, разработки товаров, услуг в сфере обращения ЛС;
• методами сегментирования рынков и выбора целевых сегментов;
• методами формирования и использования систем маркетинговой информации;
• приемами моделирования систем и методами управления аптечным коллективом;
• принципами организационного проектирования структур фармацевтических организаций и распределения обязанностей;
• приемами решения задач кадрового менеджмента и ведения делопроизводства в аптеках;
• принципами общения провизоров и фармацевтов с коллегами, медицинскими специалистами, потребителями ЛС;
• методами принятия управленческих решений и анализа социально-психологических процессов в аптечных коллективах;
• основными методами логистического анализа.

Структура программы
Структура программы включает разделы, отражающие различные организационно-экономические аспекты теоретической и практической подготовки специалиста-провизора.
Раздел «Теоретические основы здравоохранения и фармации» содержит сведения о предмете, методе, цели, задачах изучаемой дисциплины; нормативно-правовом регулировании деятельности в сфере обращения ЛС; структуре управления здравоохранения и фармацевтической службы; основах государственной политики здравоохранения и фармации; системах создания, воспроизводства, аптечного и промышленного производства, распределения ЛС и других аптечных товаров.
В разделе «Организация работы товаропроводящей системы фармацевтического рынка» представлены ее основные компоненты (розничное и оптовое звенья); номенклатура должностей аптечных работников, товарная политика в маркетинге аптеки, логистика сбыта; рациональные приемы работы по лекарственному обеспечению амбулаторных и стационарных больных; порядок проведения фармацевтической экспертизы рецептов и правила работы с наркотическими ЛС; организация внутриаптечного контроля ЛС; оценка эффективности лекарственной терапии с использованием методов фармакоэкономики.
В разделе «Основы экономики аптечной организации» рассматривается действие основных экономических законов на рынке ЛС; общие и частные принципы фармацевтической экономики; характеристика экономических показателей, методы их анализа и планирования; основы ценообразования на ЛС; управление товарными запасами.
В разделе «Учет и анализ хозяйственно-финансовой деятельности аптечной организации» отражена технология учета имущества и хозяйственных операций; методы анализа хозяйственно-финансовой деятельности аптечной организации; порядок проведения инвентаризации.
Раздел «Информационное обеспечение фармацевтического бизнеса» отражает организацию и современные виды информационного обслуживания; инструментальные средства компьютерных технологий; методы аналитико-синтетической переработки информации; изучения информационных потребностей, проведения социологических исследований; порядок создания информационно-справочной системы о ЛС; методические подходы к рекламированию ЛС и к оценке эффективности рекламы.
Раздел «Теория и практика фармацевтического менеджмента» предусматривает изучение основных понятий и категорий науки управления; обучение основам и методам кадрового менеджмента в фармации, делового общения, технологии принятия и реализации управленческих решений, документальному их оформлению; методам и стилям руководства, управления конфликтами в аптечной практике: организации охраны труда и техники безопасности.
Формируется концептуальное восприятие методологии маркетинга и ее использования в фармацевтической науке и практике. Изучаются система государственной регистрации и сертификации ЛС; основные формы государственного регулирования обращения, способы обеспечения контроля качества, эффективности и безопасности ЛС. Рассматриваются основные варианты предпринимательской деятельности.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ, ПРИОБРЕТАЕМЫХ СТУДЕНТАМИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ ФАРМАЦИИ
• Осуществить моделирование систем, анализ систем управления, внутренней и внешней среды.
• Рассчитать необходимое число аптек.
• Определить место расположения аптеки с учетом факторов, влияющих на поток посетителей.
• Организовать рабочие места провизора в аптеке.
• Определить текущую и перспективную потребность в лекарственных препаратах.
• Рассчитать действительный, реализованный и неудовлетворенный спрос на лекарственные препараты.
• Осуществить выбор поставщика по критериям конкурентоспособности.
• Принять поступивший в аптеку товар по количеству и качеству на основании сопроводительных документов.
• Осуществлять прием рецептов и отпуск лекарств из аптеки.
• Провести фармацевтическую экспертизу рецептов и требований.
• Осуществлять предметно-количественный учет медикаментов.
• Составить сличительную ведомость на ЛС, подлежащие предметно-количественному учету.
• Провести анализ ассортимента аптеки.
• Организовать проведение внутриаптечного контроля качества лекарств.
• Заполнить первичную документацию на рабочих местах провизора в аптеке.
• Составить прогноз объема реализации в условиях аптеки.
• Рассчитать индивидуальные и общие индексы цен. Рассчитать цены методом «затраты+». Рассчитать цены с учетом торговой надбавки.
• Рассчитать величину коэффициента ценовой, подоходной и перекрестной эластичности спроса.
• Рассчитать для аптечной организации оптимальный объем запаса товаров, оптимальный интервал поставки; документально оформить заказ товара.
• Рассчитать доход и прибыль аптеки.
• Провести расчет расходов по статье «Недостача товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли на планируемый год».
• Рассчитать торговые наложения на реализованные товары за месяц и межинвентаризационный период.
• Оформить договор о материальной ответственности за товар.
• Определить изменения в бухгалтерском балансе под влиянием хозяйственных операций.
• Составить вступительный баланс аптечного предприятия.
• Рассчитать остаточную стоимость основных средств различными способами.
• Составить табель учета использования рабочего времени в аптеке.
• Составить товарный отчет материально-ответственного лица.
• Провести и документально оформить инвентаризацию товарно-материальных ценностей.
• Предложить и обосновать организационную структуру аптеки.
• Составить приказы по основной деятельности и личному составу; протоколы производственных совещаний, резюме, заявления, функционально-должностные инструкции, инструкции по технике безопасности.
• Обосновать принятие управленческих решений.
• Оценить социально-психологический климат коллектива.
• Оформить документы для регистрации, лицензирования, аккредитации аптечных предприятий.
• Провести сегментирование рынка по группам потребителей, параметрам товаров и по основным конкурентам.
• Провести позиционирование ЛС на рынке с использованием основных методов сегментации.
• Составить бизнес-план аптеки.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ: текущий – входной опрос и опрос по окончании занятия.
промежуточный – тестирование на машинной основе, зачет, защита курсовой работы
итоговый – экзамен

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.1. Сергеев Ю.Д., Мохов А.А., Милушин М.И. Правовые основы фармацевтической деятельности в Российской Федерации. – М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 2009.

Законодательные и нормативно-правовые документы.
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30.11.1994 г., часть вторая от 26.01.1996 г., часть третья от 26.11.2001 г.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ.
4. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ.
6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
7. от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ.
8. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ.
9. Федеральный Закон№ 61-ФЗ от 12.04.2010 "Об обращении лекарственных средств".
10. Федеральный Закон№ 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
11. Федеральный Закон№ 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности».
12. Федеральный Закон№ 52-ФЗ от 30 марта 1999 года « О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения».
13. Федеральный Закон№ 3-ФЗ от 8 января 1998 года «О наркотических средствах и психотропных веществах».
14. Федеральный Закон№ 326-ФЗ от 29 ноября 2010 года «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
15. Федеральный Закон РФ№ 54-ФЗ от 22 мая 2003 года «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».
16. Постановление№ 1081 от 22 декабря 2011 г. «О лицензировании фармацевтической деятельности».
17. Постановление№ 644 от 4 ноября 2006 г. «О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров».
18. Постановление № 769 от 12 декабря 2004 г. «О мерах по обеспечению лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг».
19. Постановление№ 654 от 8 августа 2009 г. «О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства».
20. Постановление№ 944 от 23 ноября 2009 г. «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью».
21. Постановление№ 398 от 3 июня 2010 г. «О внесении изменений в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в российской федерации».
22. Постановление№ 674 от 03.09.2010 «Об утверждении правил уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств».
23. Постановление№ 865 от 29.10.2010 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов».
24. Постановление№ 599 от 20.07.2011 «О мерах контроля в отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, включенных в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ» .
25. Приказ№ 785 от 14 декабря 2005 «О порядке отпуска лекарственных средств».
26. Приказ№ 35 от 26 февраля 2006 г. «О государственной регистрации пищевых добавок территориальными органами Роспотребнадзора».
27. Приказ№ 110 от 12 февраля 2007 г. «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания».
28. Приказ№ 263н от 6 июня 2008 г. "Об утверждении методических указаний по осуществлению органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий Р Ф по лицензированию фармацевтической деятельности".
29. Приказ№ 296н от 26.06.2008г "О внесении изменений в Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 ноября 1997 г. N 330 "О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических средств и психотропных веществ".
30. Приказ№ 451н от 27.08.2008 «О внесении изменений в перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи».
31. Приказ№ 705н от 9 декабря 2008 г. «Об утверждении порядка совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников».
32. Приказ № n 415н от 7 июля 2009 г. «Об утверждении квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» .
33. .Приказ№ 442-а от 11 декабря 2009 г. «Об утверждении методики определения органами исполнительной власти субъектов российской федерации предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства».
34. Приказ№ 983н/447-а от 14 декабря 2009 г. «Об утверждении методики определения предельных отпускных цен производителя на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства».
35. Приказ№ 735н от 26 августа 2010г «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации».
36. Приказ№ 706н от 23 августа 2010 г. «Об утверждении правил хранения лекарственных средств» .
37. Приказ№ 961н от 3 ноября 2010 года «Об утверждении методики установления производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов».
38. Приказ№ 1222н от 28.12.2010 г. «Об утверждении правил оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения».
39. Приказ№ 397н от 16 мая 2011г «Об утверждении специальных требований к условиям хранения наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в установленном порядке в Российской Федерации в качестве лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения, в аптечных, лечебно-профилактических учреждениях, научно-исследовательских, учебных организациях и организациях оптовой торговли лекарственными средствами».
40. Приказ№ 351н от 26.04.2011 «О внесении изменений в Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 сентября 2010 г. N 805н "Об утверждении минимального ассортимента лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи".
41. Приказ№ 808н от 25 июля 2011 г. «О порядке получения квалификационных категорий медицинскими и фармацевтическими работниками».
42. Приказ№ 302н от 12 апреля 2011 г. «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

СОСТАВИТЕЛЬ канд. фармац. наук Таболова Е.А.

Фармакология. Аннотация к рабочей программе

Фармакология является фундаментальной наукой фармации и медицины, которая имеет социальное значение для профилактики и лечения большинства заболеваний. Фармакология играет ведущую роль в изыскании новых эффективных лекарственных средств (ЛС) и в их производстве; осуществляет биологическую стандартизацию; разрабатывает принципы рационального и эффективного применения ЛС. Фармакология необходима провизору в организации лекарственного обеспечения населения и в осуществлении безотказного снабжения населения лекарственными препаратами. Провизор в своей профессиональной деятельности встречается с огромным количеством ЛС и их синонимов, поэтому первостепенное значение для провизора имеет усвоение разных типов классификаций ЛС.
Провизор должен выработать навыки по работе с различной справочной литературой по фармации и фармакологии, с аннотациями о ЛС, а также ориентироваться в медицинских справочниках по нозологии. Провизор должен уметь обобщать информацию о традиционных и новых ЛС, поступающих на фармацевтический рынок и доводить ее до врачей, аптечных работников и населения. При этом следует обратить внимание на Перечень жизненно необходимых и важнейших ЛС, основных и дополнительных препаратов, а так же располагать информацией о фармакоэкономических затратах на профилактику и лечение конкретных заболеваний

ЦЕЛЬ. ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА.

Курс фармакологии является разделом в системе подготовки и провизоров и предназначен для изучения механизмов и особенностей действия лекарственных веществ. В курс дисциплины включаются вопросы методологии, истории предмета, деонтологические аспекты назначения лекарственных препаратов, проблемы общей и частной фармакологии, принципы номенклатуры и классификации лекарственных средств.
Программа по частной фармакологии построена по принципу объединения групп веществ, оказывающих влияние на определенные системы: центральную нервную систему, дыхание, сердечно-сосудистую систему, пищеварительный тракт и т.д. Это обеспечивает более тесную связь и преемственность в преподавании фармакологии и клинической фармакологии.
Основные знания – умение анализировать действия лекарственных средств по совокупности их фармакологический свойств, оценивать возможности использования лекарственных средств для целей фармакотерапии на основе представлений об их свойствах, умение выписывать лекарственные средства в рецептах, контролировать правильность написания рецептов и корректировать их, умение работать со справочной литературой по фармации и фармакологии, знание международных непатентованных и коммерческих названий лекарственных средств и аргументировать возможность замены препаратов.
Основной объем сведений, приобретаемый студентами при изучении дисциплины – для групп лекарственных средств: классификация, общая характеристика наиболее типичных эффектов всей группы, основное применение в медицине; - для отдельных препаратов: принадлежность веществ к определенным группам химических соединений, фармакодинамика и фармакокинетика вещества, основные побочные проявления и токсичность, основные показания и противопоказания к применению, пути введения
Изучение фармакологии включает обязательные понятия и знания о классификации ЛС с указанием функциональной системы, с которой взаимодействует лекарственный препарат, характера влияния ЛС на нее, механизма действия ЛС на органном, клеточном и молекулярном уровнях.
Методология изучения фармакологии базируется на правилах и схемах применения ЛС, полученных из официальных источников о ЛС. Она включает: международное непатентованное название каждого препарата, его торговые названия, источником которых служат международные и государственные фармакопеи, справочные руководства, учебники фармакологии и временная техническая документация.
В практической деятельности провизор и врач, работая вместе, осуществляют рациональную и эффективную фармакотерапию. В этом взаимодействии провизор выступает в качестве консультанта врача и больного в области лекарствоведения.
Провизор на основе методов сравнительного анализа ЛС по аннотациям определяет их место в общей классификации ЛС и проводит их оценку. Поэтому фармакология становится частью фармацевтического маркетинга с учетом экономических возможностей пациента. При изучении фармакологии следует использовать ряд алгоритмов (последовательность операций).
Первым этапом изучения частной фармакологии является определение места препарата в классификации.
РАЗРЯД объединяет препараты по принципу действия их на физиологические системы (например, сердечно-сосудистую и др.).
КЛАСС объединяет препараты по виду действия, эффекту (например, кардиотонические, антиаритмические средства).
ГРУППА объединяет препараты по химическому признаку (например, сердечные гликозиды, кардиотонические средства негликозидной природы), по механизму действия (например, антиаритмические средства с мембраностабилизирующей активностью).
В пределах одного класса целесообразно провести сравнительный анализ разных групп, а затем в пределах каждой группы провести сравнительную оценку ЛС по показателям эффективности, безопасности и стоимости их на курс лечения. Необходимо также установить торговые названия препаратов, имеющих одно и тоже активное вещество и ориентироваться в их ценах.
Логический поиск ЛС начинается с фармакотерапевтической классификации. При этом провизор называет врачу фармакологические классы и группы, перечисляет отдельные препараты, которыми располагает аптека. Вышеуказанная методология облегчает систематизацию обширного материала о ЛС, позволяет взаимодействовать провизору с врачом и производить отпуск ЛС с соблюдением морально-этических норм.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
Цель дисциплины – обучение студентов навыкам работы с различной справочной литературой по фармации и фармакологии, с аннотациями о ЛС, умению анализировать действия лекарственных средств по совокупности их фармакологический свойств, оценивать возможности использования лекарственных средств для целей фармакотерапии на основе представлений об их свойствах, умению выписывать лекарственные средства в рецептах, контролировать правильность написания рецептов и корректировать их, знанию международных непатентованных и коммерческих названий лекарственных средств и аргументировать возможность замены препаратов.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
общие закономерности фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств;
виды взаимодействия лекарственных средств и виды лекарственной несовместимости;
особенности фармакокинетики и фармакодинамики лекарственныхсредств у здоровых лиц и при патологии;
особенности фармакотерапии у новорожденных и пожилых лиц, беременных женщин;
принадлежность лекарственных препаратов к определенным фармакологическим группам,
фармакодинамику и фармакокинетику лекарственных препаратов,
наиболее важные побочные и токсические эффекты,
основные показания и противопоказания к применению;
дозирование препаратов с учетом характера заболевания, хронобиологии и хронофармакологии;
фармакогенетические особенности лекарственной терапии;
номенклатуру лекарственного растительного сырья и лекарственных средств растительного и животного происхождения, разрешенных для применения в медицинской практике;
номенклатуру препаратов промышленного производства;
основные сведения о применении в медицинской практике лекарственных средств растительного и животного происхождения;
факторы, влияющие на качество лекарственных средств на всех этапах обращения;
определение главных факторов в зависимости от свойств лекарственных веществ (окислительно-восстановительных, способности к гидролизу, полимеризации);
возможность предотвращения влияния внешних факторов на доброкачественность лекарственных средств;
классификацию наркотических средств, психотропных и других токсических веществ и их физико-химические характеристики;
правила проведения фармацевтической экспертизы рецептов и требований от лечебно-профилактических учреждений;
порядок отпуска из аптеки лекарственных средств населению и лечебно-профилактическим учреждениям
Уметь:
определять группы лекарственных средств для лечения определенного заболевания и осуществлять выбор наиболее эффективных и безопасных лекарственных средств;
прогнозировать и оценивать нежелательные лекарственные реакции, знать порядок их регистрации;
определять оптимальный режим дозирования, адекватный лечебным задачам;
объяснять действие лекарственных препаратов, назначаемых специалистами, исходя из этиологии и патогенеза болезней, а также их симптомных и синдромных проявлений;
обеспечивать необходимые условия хранения лекарственных средств и других фармацевтических товаров в процессе транспортировки и в учреждениях товаропроводящей сети;
информировать врачей, провизоров и население об основных характеристиках лекарственных средств, принадлежности к определенной фармако-терапевтической группе, показаниях и противопоазаниях к применению, возможности замены од¬ного препарата другим и рациональном приеме и правилах хранения;
выявлять, предотвращать (по возможности) фармацевтическую несо проводить информационную, воспитательную и санитарно-просветительную работу вместимость;
осуществлять фармацевтическую экспертизу рецептов и требований лечебно-профилактических учреждений;
реализовывать лекарственные средства, фармацевтические товары и изделия медицинской техники выполнять их предпродажную подготовку, с учетом особенностей потребительских свойств;
осуществлять информационное обеспечение фармацевтического бизнеса
информировать население, медицинских и фармацевтических работников о лекарственных препаратах, их аналогах и заменителях;
Владеть:
нормативно-правовой документацией, регламентирующей порядок работы аптеки по приему рецептов и требований лечебно-профилактических учреждений;
нормативно-правовой документацией, регламентирующей порядок работы аптеки по отпуску лекарственных средств и других фармацевтических товаров населению и лечебно-профилактическим учреждениям;
нормативной, справочной и научной литературой для решения профессиональных задач;
способами определения информационных потребностей потребителей лекарственных средств, оказывать информационно-консультационные услуги;

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ: текущий – входной опрос и опрос по окончании занятия.
промежуточный – тестирование на машинной основе, зачет
итоговый - экзамен

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Венгеровский А.И. Лекции по фармакологии. -М.: 2007.- 704с.
2. Государственный реестр лекарственных средств, 2000 г.
3. Давыдова О.Н., В.Л. Дорофеев, Т.А. Зацепилова, В.Н. Чубарев. «Формулярный справочник лекарственных средств». М., 1998 г.
4. Заславская Р.М. «Хронодиагностика и хронотерапия заболеваний сердечно-сосудистой системы». М.,1991 г.
5. Катцунг Б.Г. Базисная и клиническая фармакология Т 1 и 2, 1998 г.
6. Клиническая фармакология с основами фармакотерапии. Под редакцией В.И. Петрова. М., Альянс Б. 2000 г.
7. Кудрин А.Н. «Фармакология» М., Медицина, 1991 г.
8. Кудрин А.Н., Ряженов В.В. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии. - М.: Медицина, 1989.- 288с.
9. Лебедева Р.Н., Никода В.В. Фармакотерапия острой боли. -М.: Аир-Арт, 1998.- 184с.
10. Лесиовская Е.Е. Фармакотерапия с основами фитотерапии. -М.: 2003.- 592с.
11. Майский В.В. Фармакология с общей рецептурой. -М.: 2004.- 256с.
12. Майский В.В. Фармакология. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.- 400с.
13. Маркова И.В., Неженцев М.В. Фармакология. -СПб.: Сотис, 1997.- 446с.
14. Машковский М.Д. «Лекарственные средства». Т.1 и 2, 2000.
15. Машковский М.Д. Лекарства ХХ века. -М.: Новая волна, 1998.- 320с.
16. Мирошниченко И.И. Основы фармакокинетики. -М.: 2002.- 193с.
17. Нил М.Дж. Наглядная фармакология. -М.: Медицина, 1999.- 104с.
18. Осичкина Л.М. Краткий справочник фармакологии и фармакотерапии. -Ростов н/Д: Феникс, 1998.- 544с.
19. Регистр лекарственных средств России. -М.: РЛС, 2002.- 1504с.
20. РЛС-Аптекарь. М., 2000 г.
21. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии. -М.: 2006.- 400с.
22. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии/ Под ред. Д.А. Харкевича. -М.: Медицина, 1988.- 288с.
23. Сергеев П.В. и соавторы. «Очерки биохимической фармакологии». М., 1996 г.
24. Справочник «Видаль», М., 2001 г.
25. Фармакология. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.- 592с.
26. Фармакология. -Ростов н/Д: Феникс, 2001.- 320с.
27. Фармакология/ Под ред. Р.Н. Аляутдина. -М.: 2004.- 592с.
28. Фармакология/ Под ред. Р.Н. Аляутдина. -М.: 2007.- 592с.
29. Фармакотерапия с основами клинической фармакологии. Под редакцией В.И. Петрова. Волгоград, 1996 г.
30. Федюкович Н.И. Справочник по лекарственным препаратам в 2-х ч. Ч. 1. -Ростов н/Д: Феникс, 2001.- 558с.
31. Федюкович Н.И. Справочник по лекарственным препаратам в 2-х ч. Ч. 2. -Ростов н/Д: Феникс, 2001.- 623с.
32. Федюкович Н.И. Фармакология. -Ростов н/Д: Феникс, 2001.- 672с.
33. Харкевич Д.А. «Фармакология». М.,1999 г.
34. Харкевич Д.А. Фармакология. -М.: 2005.- 736с.
35. Харкевич Д.А. Фармакология. -М.: ГЕОТАР-Медиа, 2006.- 736с.
36. Харкевич Д.А. Фармакология. -М.: ГЭОТАР, 2004.- 736с.
37. Харкевич Д.А. Фармакология. -М.: Медицина, 1999.- 664с.
38. Хронобиология и хрономедицина. Руководство под редакцией Ф.И. Комарова. М., 1993 г.
39. Хронобиология и хрономедицина. Руководство под редакцией Ф.И. Комарова. М., 1993 г.
Энциклопедия лекарств. (Регистр лекарственных средств России). М., 2001 г.
Харкевич Д.А. Фармакология. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.- 736с.
Р.Н.Аляутдин Фармакология М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013.-

СОСТАВИТЕЛЬ: канд.вет.наук, доц. Тандуева Д.Т.

Первая доврачебная помощь. Аннотация к рабочей программе

В соответствии с ФГОС ВПО по специальности 060301 (060108) «Фармация», дисциплина «Первая доврачебная помощь» должна включать в себя:
 основные методы асептики и антисептики;
основные способы оказания первой доврачебной помощи.
ОСОБЕННОСТИ ДИСЦИПЛИНЫ.
Особенностью дисциплины «Первая доврачебная помощь» является отсутствие в процессе обучения лекционного курса. Теоретические знания студенты получают при самостоятельном изучении основной и дополнительной учебной литературы, список которой представлен в соответствующем разделе. Лабораторные занятия построены с учетом важности для понимания принципов доврачебной медицинской помощи. При этом акцент ставится на ориентировочной основе действий в условиях большого количества пострадавших или заболевших в условиях удаленных от медицинских учреждений, от врачебной помощи.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ.
Цели учебной дисциплины «Первая доврачебная помощь» определены на основании соответствующих требований к знаниям, умениям и квалификации выпускника, содержащихся в ФГОС ВПО.
Целями изучения дисциплины «Первая доврачебная помощь» являются изучение теоретических вопросов оказания медицинской помощи наиболее распространенных заболеваний и поражений при чрезвычайных ситуациях, закрепление и совершенствование теоретических знаний и норм медицинской этики, приобретение умений и практических навыков по оказанию первой доврачебной помощи внезапно заболевшим и пострадавшим при ликвидации последствий чрезвычайных ситуациях, приобретение умений и практических навыков по общему и специальному уходу за больными.
Основной целью курса является обучение студентов основным вопросам патогенеза и клинических проявлений патологических состояний, развивающихся в результате острых терапевтических, хи-рургических, гинекологических, нервных заболеваний у взрослых и детей, угрожающих жизни больного (пострадавшего) и требующих первой доврачебной помощи, обучение правилам оказания первой доврачебной помощи.
Учебно-целевые задачи по разделу учебной программы направлены на формирование основополагающих знаний и умений оказания любой неотложной медицинской доврачебной помощи:
o научить принципам диагностики неотложных состояний, угрожающих жизни; квалифицированно выполнять реанимационные мероприятия;
o научить применять стандартные средства для временной остановки кровотечения;
o научить производить инъекции лекарственных препаратов;
o научить накладывать стандартные транспортные шины;
o научить накладывать повязки на раны;
o научить принципам организации и структурирования службы скорой медицинской помощи;
o научить основам асептики и антисептики;
o научить правилам транспортировки заболевших и пострадавших;
o научить правилам ухода за больными;
o научить правилам оказания помощи при наиболее распространенных неотложных состояниях.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО к содержанию и уровню подготовки выпускника по специальности после изучения дисциплины студент должен овладеть определенными знаниями, умениями и навыками.
Иметь представление – об этапах развития и клинических проявлениях наиболее часто распространенных заболеваниях и поражениях при чрезвычайных ситуациях.
Четко знать, какие лечебные средства следует применять при оказании внезапно заболевшим и пострадавшим.
Уметь-осуществлять своевременно и в полном объеме первую доврачебную помощь в экстремальных ситуациях.
Владеть приемами оказания ухода за больными и пораженными, осуществлять мероприятия по их гигиеническому содержанию.
После изучения дисциплины студент будет:
Владеть:
 навыками оказания неотложной помощи при наиболее распространенных патологических состояниях.
навыками проведения реанимационных мероприятий в случаях возникновения клинической смерти.
навыками проведения специализированного ухода при различных хирургических заболеваниях.
Уметь:
Ум.1. по простым клиническим признакам оценить общее состояние внезапно заболевшего или пострадавшего:
o состояние сознания;
o сердечно-сосудистой системы (частота пульса, величина артериального давления);
o дыхательной системы (характер и тип дыхания, частота дыхания, наличие одышки);
o мочевыделительной функции почек (количество, цвет мочи, почасовой диурез).
Ум.2. распознать состояние клинической смерти и провести реанимационные мероприятия:
 по показаниям устранить механическую асфиксию;
 провести искусственное дыхание методом изо рта в рот и с помощью воздуховода;
 выполнять непрямой массаж сердца;
 организовать ингаляцию кислорода;
выполнить внутримышечную инъекцию препаратов (по указанию врача).
Ум.3. оказать неотложную доврачебную помощь при приступе бронхиальной астмы.
Ум.4. провести комплекс доврачебных мероприятий при стенокардии, подозрении на инфаркт миокарда.
Ум.5. оказать медицинскую доврачебную помощь при обмороке, коллапсе.
Ум.6. приступить к купированию гипертонического криза, включая внутримышечные инъекции препаратов.
Ум.7. оказать неотложную медицинскую помощь при эпилептическом припадке, включая профилактику асфиксии.
Ум.8. осуществить временную остановку наружных артериальных кровотечений путем:

o прижатия артерий на протяжении (височной, обшей сонной, подключичной, плечевой, бедренной артерий, брюшной аорты);
o наложения стандартного ленточного резинового жгута;
o методом форсированного сгибания конечности.
Ум.9. провести временную остановку венозных и капиллярных кровотечений.
Ум.10. обеспечить доступными средствами сохранение жизни раненым, перенесшим острую кровопотерю.
Ум.11. оказать неотложную доврачебную помощь при термических и химических ожогах (включая обезболивание, наложение контурных повязок, транспортную иммобилизацию).
Ум.12. осуществлять уход за тяжелобольными, находящимися в стадии ожогового шока (включая ингаляцию кислорода, контроль за введением противошоковых жидкостей).
Ум.13. оказать неотложную доврачебную помощь при ранениях мягких тканей (включая использование индивидуального перевязочного пакета для наложения асептических, бинтовых фиксирующих и сетчатых повязок).
Ум.14. оказать неотложную помощь при повреждениях опорно-двигательного аппарата (включая обезболивание, транспортную иммобилизацию с использованием лестничных и др. шин).
Ум.15. по назначению врача снять гипсовую повязку при угрозе жизнеспособности конечности.
Ум.16. подготовить и провести стерилизацию перевязочного материала и инструментария.
Ум.17. организовать работу перевязочной с учетом подготовки и знаний асептики и антисептики.
Ум.18. под контролем врача проводить подготовку операционного поля, производить перевязки неосложненных ран.
Ум.19. по жизненным показаниям начать оказание помощи при отравлениях, включая промывание желудка, дачу антидотов, внутримышечных инъекций для поддержания сердечной деятельности.
Знать:
Зн.1. основные клинические признаки патологических состояний, угрожающих жизни больного (пострадавшего) и требующие оказания неотложной доврачебной медицинской помощи.
Зн.2. порядок и очередность выполнения мероприятий доврачебной помощи по спасению жизни пострадавших и внезапно заболевших.
Зн.3. причины и основные этапы развития патологических состояний, возникающих в результате острых заболеваний, травматических поражений, отравлений для оказания обоснованной и адекватной доврачебной медицинской помощи.
Зн.4. основные методы асептики и антисептики как при работе в обычных условиях, так и при возникновении экстремальных ситуаций.
Зн.5. вопросы деонтологии при оказании медицинской доврачебной помощи, как в обычных условиях, так и при возникновении экстремальных ситуаций, в том числе при катастрофах.
Иметь представление:
Пр.1. об особенностях организации и структуры медицинских формирований на предприятиях как при работе в обычном режиме, так и при массовых поступлениях пострадавших.
Пр.2. о современных методах лечения травм и некоторых острых хирургических и терапевтических заболеваний.

2. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ С МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫМИ СВЯЗЯМИ.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:
Раздел 1. Основы медицинской помощи

Организация неотложной медицинской доврачебной помощи на предприятии (аптеке), в прием-ном отделении больницы. Основы медицинской деонтологии.
Объем и очередность доврачебной помощи при массовых поступлениях пострадавших в результате последствий ЧС и катастроф.
Асептика и антисептика.

Раздел 2. Первая доврачебная помощь при травмах
Раны, раневой процесс. Виды заживления ран.
Кровотечения, кровопотеря. Оказание медицинской доврачебной помощи. Переливание кровезаменителей.
Десмургия.
Повреждения опорно-двигательного аппарата. Транспортная иммобилизация.
Ожоги. Отморожения.
1-я рубежная письменная контрольная работа

Раздел 3. Первая доврачебная помощь при острых хирургических и терапевтических заболеваниях
Повреждения грудной клетки и органов грудной полости.
Острые хирургические заболевания и повреждения органов брюшной полости.
Некоторые виды острой хирургической инфекции.
Некоторые острые заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Острые терапевтические заболевания органов пищеварения, эндокринные нарушения. Острые отравления.

Раздел 4. Первая доврачебная помощь при неотложных состояниях
Неотложная медицинская доврачебная помощь при нарушении сознания.
Понятие о критических состояниях организма. Общие вопросы реаниматологии.
Политравма. Объем и очередность экстренной доврачебной помощи при массовых поражениях.
2-я рубежная письменная контрольная работа
Самостоятельная работа по уходу за больным.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ: текущий – входной опрос и опрос по окончании занятия.
промежуточный – тестирование на машинной основе,
итоговый - зачет

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Основная.
1.Гребенев А.Л. Основы общего ухода за больными: учебное пособие для студ. мед. вузов / А.Л. Гребенев, А.А. Шептулин, А.М. Хохлов. - М.: Медицина, 1999. - 288 с.
2.Доврачебная медицинская помощь / под ред. В.М. Величенко, Х.А. Мусалатова, Г.С. Юмашева. - М.: Медицина, 1989.
3.Медицинская помощь при катастрофах / под ред. Х.А. Мусалатова. - М.: Медицина, 1994.
4.Методические рекомендации для преподавателей (на каждую тему) к проведению практических занятий по курсу «Первой доврачебной помощи» со студентами III курса фармацевтического факультета.
5.Организация неотложной медицинской помощи и основы общего ухода за больными / сост. И.В. Чеснокова. - Воронеж: ЛОП ВГУ, 2003. - 87 с.
6.Основы общего ухода за больными / под ред. А.Л. Гребенева, А.А. Шептулина. - М.: Медицина, 1991.
7.Основы общей хирургии (руководство к практическим занятиям) / под ред. К.В. Лапкина, Ю.Ф. Пауткина. - М., 1992.
8.Первая доврачебная помощь: учебник / под ред. проф. П.М. Бурдуковаю. - Пермь, 2008. - 405 с.
9.Первая медицинская помощь / под ред. В.М.Буянова, Ю .А .Нестеренко. - М.: Медицина, 2000. - 222 с.
10.Первая медицинская помощь пострадавшим при чрезвычайных ситуациях: учебное пособие / под ред. проф. П.М. Бурдукова. - М., 2003. - 221 с.
11.Рогова Н.В. Методические рекомендации и задания контрольной работы по курсу «Первой доврачебной помощи»: учебно-методическое пособие для студентов III курса фармацевтического фа-культета заочной формы обучения / под ред. акад. РАМН, д.м.н., проф. В.И. Петрова. - Волгоград: Из-дательство ВолГУ, 2002. - 58 с.
12.Рогова Н.В. Методические рекомендации по производственной медицинской ознакомитель-ной практике: методические рекомендации / под ред. акад. РАМН, д.м.н., проф. В.И. Петрова. - Волго-град: Издательство ВолГУ, 2000. - 24 с.
13.Рогова Н.В. Первая доврачебная помощь: учебное пособие / под ред. акад. РАМН, д.м.н., проф. В.И. Петрова. - Волгоград: Издательство ВолГУ, 2002. - 184 с.
14.Уход за больными и пострадавшими при чрезвычайных ситуациях: учебное пособие / под ред. проф. П.М. Бурдукова. - М., 2003. - 123 с.
15.Шаховец В.В. Первая медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие / В.В. Шаховец, А.В. Виниградов. - М.: [б.и.], 2000. - 56 с.

16.(Рекомендовано Департаментом образовательных медицинских учреждений и кадровой поли-тики Министерства здравоохранения Российской Федерации в качестве учебно-методического пособия по «Первой доврачебной помощи» для студентов заочной формы обучения медицинских и фармацевти-ческих вузов России).
17.(Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия по курсу «Первой доврачебной помощи» для студентов фармацевтических вузов).
Дополнительная.
1.Артемьев В.Н. Алгоритмы в практической деятельности медицинской сестры. - Омск, 1992. - 59 с.
Бисенков Л.Н., Зубарев П.Н. Хирургическое лечение инфекционных повреждений груди и живо-та. - СПб.: ЛОГОС, 1997.
2.Вагнер Е.А. Хирургия повреждений груди. - М.: Медицина, 1981.
3.Военно-полевая хирургия / под ред. П.Г. Брюсова, Э.А. Нечаева. - М.: ГЭОТАР, 1996.
4.Гостищев В.К. Общая хирургия: учебник для вузов. - М.: ГЕОТАР-МЕД, 2002.
5.Давлицарова К.Е. Основы ухода за больными. Первая медицинская помощь: учебное пособие для студентов учреждений среднего проф. образования. - М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2004. - 368 с.
6.Долина О.А. Анестезиология и реаниматология. - М.: Медицина, 2002.
Интенсивная терапия. Реанимация. Первая помощь: учебное пособие для слушателей системы постдипломного образования / под ред. В.Д. Малышева. - М.: Медицина, 2000. - 464 с.
7.Клиническая хирургия / под ред. Ю.М. Панцырева. - М.: Медицина, 1988.
8.Кузнецов В.И., Пауткин Ю.Ф. Первая доврачебная помощь: учебное пособие. - 2007. - 163 с.
9.Медицина катастроф: учебное пособие / под ред. В.М. Рябочкина, Г.И. Назаренко. - М.:НИИ Лтд, 1996.
10.Медицинская помощь при несчастных случаях и стихийных бедствиях / под ред. Н.В. Корни-лова, Э.Г. Грязнухина. - СПб, 1992.
11.Мусалатов Х.А. Хирургия катастроф. - М.: Медицина, 1998.
12.Основы медицинских знаний: учебное пособие по анатомии человека, физиологии, гигиене и оказанию первой помощи при неотложных состояниях / под ред. И.В. Гайворонского - СПб.: ЭЛБИ-СПб., 2002. - 293 с.
13.Первая доврачебная помощь: учебное пособие / под ред. проф. В.М. Величенко, проф. Г.С. Юмашева. - М.: Медицина, 1989. - 272 с.
14.Первая медицинская помощь: справочник / под ред. В.М. Баршая, Л.В. Димитровой. - Ростов-н/Д: Феникс, 2001. - 105 с.
15.Рябочкин В.Н., Назаренко Г.И. Медицина катастроф: учебное пособие. - М.: Спецлит, 2001. - 272 с.
Справочник врача общей практики. - М., 1998.
16.Фомина И.Г. Общий уход за больными : учебник для уч-ся мед. училищ и колледжей. - М.: Медицина, 2000. - 302 с.
17.Шапошников Ю.П., Решетников Е.А., Михопулос Т.А. Повреждения живота. - М., 1986.
18.Электронное справочное руководство для врача скорой помощи. www.med2000.vu/cito/katastrofa.htm
Юмашев Г.С. равматология и ортопедия: учебник для вузов. - М.: Медицина, 1983. Феникс, 2002. - 416 с.

СОСТАВИТЕЛЬ: докт. мед. наук проф. Касохов Т.Б.